taurus_ek (taurus_ek) wrote,
taurus_ek
taurus_ek

Categories:

Витрувий. "Десять книг об архитектуре"

Прочитал Витрувия, "Десять книг об архитектуре".

Это такой архитектор и инженер первого века до нашей эры, в свое время невостребованный, потом, в эпоху Возрождения очень популярный, а теперь опять подзабытый.

Сейчас он больше известен по "витрувианскому человеку", рисунку Леонардо да Винчи по тексту Витрувия. Про "человека" я еще напишу, а пока про "Десять книг".



"Десять книг об архитектуре" Витрувия - трактат, охватывающий все вопросы архитектуры того времени, и теоретические, и чисто практические, и сопутствующие из разных областей знания. Меня, собственно, интересовала астрономия Витрувия, это IX книга трактата, но в ней я не нашел ничего особенного интересного, только самые общие слова.

Специальная часть текста, собственно, архитектурная, очень насыщенная и информативная, но только для специалиста: преодолеть обычному читателю все многостраничные описания пропорций зданий разных типов и форм не только невозможно, но и бессмысленно. Однако, мой знакомый молодой архитектор говорил мне, что читает Витрувия с воодушевлением, потому что "нам всего этого не преподавали", а это продолжает оставаться вполне актуальным до сих пор.

Для себя я выдернул из текста некоторые интересные вещи, которых раньше не знал. Оставляю их под катом просто в виде лапидарного списка.


  1. Укрепления города. Город нужно проектировать так, чтобы врагу подходить к нему было медленно и неудобно: на возвышенности и так, чтобы дорога к воротам шла вдоль городской стены справа налево. Тогда враги будут обращены незащищенным правым боком к защитником города, ибо держат щит в левой руке.

  2. Храмы. Афине, Гераклу - строгий дорический ордер; нимфам - нежный корнфский; Зевсу - "промежуточный" ионийский и т.п.

  3. Расположение святилищ. Зевсу, Афине, Гере, покровителю города - на возвышенности для обзора; Гермесу - на рынке или форуме, Аполлону и Дионису - у театра, Гераклу - у гимнасия, Аресу - вне города: чтоб защищал от врагов, а не устраивал в городе рознь.

  4. Посвящение богам. Посвященное богам нельзя уничтожать, чтобы не навлечь на себя бедствий. Когда супруга Креза Артемизия захватила бунтующий Родос, она поставила там две бронзовые статуи, где она сама выжигала клейма на родосских гражданах и посвятила их богам. В последствии родосцы не решились уничтожить статуи, дабы не впасть в святотатство, но возвели вокруг низ стены и поставили караул - чтобы никто ненароком не увидел их позор.

  5. Пропорции колонн. Витрувий детально описывает разные виды построения колонн, число их разных в зданиях, расстояние между колоннами и внутренними стенами; воспроизводить их здесь неуместно. Отмечу пару. В евстиле (пропорциональное размещение колонн) расстояние между колоннами как фасада, так и боковых сторон здания, 2.5 диаметра колонн, но расстояние между парой центральных колонн как фасада, так и задней стороны здания - 3 диаметра. Диаметр же колонн евстиля 1/9.5 высоты, за исключением угловых колонн, которые должны быть уже на 1/50 часть своего вычисленного диаметра. Витрувий описывает сужение колонн разной высоты к их верху: например, для пятидесятифутовых колонн такое сужение должно быть в 1/8 нижнего диаметра, а вообще, чем колонна ниже, тем пропорциональное сужение сильнее, до 1/6 у низких 15-ти (и меньше) футовых колонн. Это сужение необходимо для перспективы (Витрувий не использует, конечно, такого термина), для "воздуха".

  6. Ступени. Число ступеней на фасаде должно быть нечетным: обычно начинают подъем с правой ноги, и ею же надлежит вступать в храм.

  7. Фризы и карнизы. Все элементы храмов выше капителей колонн нужно наклонять наружу на 1/12 их высоты, чтобы визуально они оставались вертикальными.

  8. По легенде Витрувия, дорийская колонна имела отношение диаметра к высоте 1/6, как мужская стопа к росту мужчины; ионийский ордер взял за образец утонченые женские пропорции - 1/8. Впоследствии величины стали 1/7 и 1/9 соответственно.

  9. Триглифы и метопы. Изначально чисто декоративные элементы, декорирующие несущие балки и межбалковые промежутки.

  10. Резонаторы в театрах. Хорошо известно, что в античных театрах для улучшения акустики использовались резонаторы: медные и более дешёвые глиняные сосуды, вделанные в сидения. Витрувий описывает сложную систему резонаторов. Во-первых, сосуды подбирались по размеру и по размеру же и разным числом располагались на разном уровне амфитеатра. Затем, они не просто замуровывались под сидения: для них готовились специальные ниши (голосники), сосуды располагались там в перевернутом положении навесу на клиньях и под наклоном так, чтобы горло смотрело в сторону сцены, а напротив горла в стенке оставлялась щель соответствующего размера. Витрувий говорит, что музыканты всегда используют резонирующие свойства постройки, например, кифаред, начиная петь на высоких тонах, поворачивается к деревянным дверям сцены, заставляя их резонировать. В больших каменных театрах такие приемы невозможны и без резонаторов не обойтись.

  11. Греческий и римский театр. Греческий театр. В центральный круг вписывается квадрат, одна из его сторон - просцениум; параллельно просцениуму проводится касательная к окружности - это сцена. Остальная часть круга - орхестра. От просцениума до сцены - помост, на котором играют актеры; в орхестре - хоры. Римский театр. В центральный круг вписывается треугольник, одна из его сторон - сцена; параллельно сцене проводится касательная диаметр - это просцениум. Остальная часть круга - орхестра. От просцениума до сцены - помост, на котором играют актеры, он глубже чем греческая сцена, поскольку включает всё действие; в орхестре - vip-публика. (Так легко определить греческий театр или римский: если орхестра полукруглая - это рим, если болше полукружия - греки.)

  12. Греческая акустика. Препятствующие распространению звука преграды греки делили на: опускающие звук, круговращающие, отражающие и собирающие. Эти особенности нужно учитывать в проектировании театров.

  13. Дрова. Витрувий указывает, что для осажденного города важнее всего... дрова. Ибо заменить их нечем, запас ограничен и невосполням, а заготовка медленна. Поэтому в городе должны быть предусмотрены дровяные склады.

  14. Источники вод. В Пифлагонии есть источник, испив из которого, человек становится пьян, как от вина. Напротив того, в Аркадии из пещеры у города Клейтор вытекает вода, делающая пьющих её трезвенниками.
    Свинец. Витрувий знает и говорит, что свинец, используемый в водопроводах, "нездоров". Но не отвергает полностью его использование, но пишет, "если мы хотим иметь здоровую воду, никоим образом не следует проводить ее по свинцовым трубам".

  15. Бюджет. В славном Эфесе установлен такой порядок градостроительства. Подрядчик оценивает работы, после чего его личное имущество берется в залог городом. Если затраты превысят смету на 1/4, штрафа не назначается, но в противном случае подрядчик оплачивает издержки из своего кармана.

  16. Военные машины. Загрузка катапульт осуществляется натяжением канатов. Натяжение разных канатов должно быть одинаковым для точности выстрела. Определяется это на слух высотой "звона" натянутых канатов.



Витрувий.
Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments