Афродита Анадиомена

Афродита - богиня любви, секса и красоты.



Существуют две версии происхождения Афродиты. По Гомеру она дочь Зевса и Дионы, а по Гесиоду Афродита самопроизвольно рождена из семени Урана. Вот как было дело.

Уран был сластолюбив, но по звериному жесток и все свое потомство по по рождении запихивал обратно в лоно своей супруги и наложницы Геи. Лоно было переполнено, потомству было тесно и жутко, а Гея страдала от вздутия живота. Тогда она подговорила сына Кроноса, дала ему серп из седого железа, и когда Уран-небо в очередной раз спустился вниз, чтобы возлечь на Гею-землю (точно соединившись от горизонта до горизонта по периметру) Кронос протянул левую руку, ухватил отца за уд, а правой отсек его острым лезвием. Такие дела.

Уран взревел от боли и воспарил в верхнее пространство, чтобы уже больше никогда не спускаться, Гея вторично выпустила из лона своих освобожденных детей-первотитанов, а Кронос выбросил кровоточащие ошметки отца в море, точнее - в залив Дрепан Мраморного моря, ныне Турция. Титаны начали осваивать доставшийся им в наследство мир,

Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.


как сообщает нам Гесиод в переводе Вересаева (должны же мы знать, кому обязаны этим странным по отношении к богине эпитетом девушка). Эта "девушка" и была Афродита, "пенорожденная": собственно, ἀφρός - пена по-гречески.

Зарождение Афродиты совершилось около острова Кифера (довольно далеко от Мраморного моря) и потому богиня получила эпиклессу Киферея. Но остров будущей богине красоты не понравился, и она в огромной плавучей перламутровой раковине отправилась с попутным ветром на восток, ступив на сушу только на острове Кипр, почему и называется также Киприда. На берегу ее встретили Оры Талло и Карпо, ставшие первыми спутницами богини. Точно известно, где произошла высадка на берег: это небольшая лагуна и скала между Лимассолом и Пафосом на южном берегу острова.

Афродита полюбила остров; она неоднократно затем посещала эту местность, плавала в лагуне - и не только по любви: воды моря возвращали ей девственность, и наша героиня прибегала к этому средству после каждого внебрачного приключения, каковые случались достаточно часто, учитывая божественную специализацию Киприды. Честно говоря, не знаю, насколько практична эта процедура; я пробовал, купался в этом месте - ничего не получилось.

На этом, не исчерпав, но осветив тему, закончим дозволенные речи и перейдем к картинкам.


Афродита, выходящая из моря, получила собственный титул - Афродита Анадиомена. Венере (Афродите) Анадиомене посвящена специальная тема в живописи.

Сразу, конечно, приходит на ум Боттичелли, но эта линия начинается гораздо раньше (мы пойдем по шкале времени). С античности.

Римская фреска. Дом Венеры, Помпеи.


Тут почти вся тематическая атрибутика уже есть, и дальше она будет только повторяться.

А вот и Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1484 - 1485, Галерея Уффици, Флоренция


Без комментариев.

Вот, Возрождение, Боттичелли, то, сё, а вокруг еще позднее средневековье и вот такие иллюстрации в книгах (~1501):



Тут фигурирует странная мифологическая химера Урано-Кронос, но сейчас о Венере, которая смотрится в зеркало: зеркало Венеры - еще одна иконографическая тема. Я не знаю мифа-первоисточника, и подозреваю средневековые алхимические корни.

Венера Анадиомена, Тициан, ок.1520, Национальная галерея Шотландии


Тут вроде бы ничего особенного, но Венера, отжимающая волосы - "подтема" Венеры, выходящей из моря. Выходит, значит, и отжимает. (И на предыдущей картинке, между прочим, тоже, да, с гребнем.)

Из барокко, точнее рококо, пусть будет это: Рождение Венеры, Ноэль-Николя Куапель, 1732, наш Эрмитаж


Тут присутствует стиль "триумфа" Венеры, хотя сдержанно: все "триумфы" - это такое безе в сладком советском шампанском, что глаза слипаются.

Здесь внезапно раз - Рафаэль Пил предлагает почти постмодернизм (1822) Венера, выходящая из моря, Nelson-Atkins Museum of Art, Канзас, США.


Необарокко, Рождение Венеры, Александр Кабанель, 1863, Метрополитен-музей, США.


Отмахиваюсь от путти как от назойливых мух, но здесь у него такой зловещий взгляд, что приходится примириться. (Вообще-то, на картине своеобразный искуствоведческий анахронизм: путти <= амуры = Купидон <= Эрот, спутник Афродиты, а Афродита еще вот только родилась.)

Рождение Венеры, или Венера, являющаяся рыбакам, Гюстав Моро, 1866


Я просто люблю Моро.

Две композиционно близкие Венеры, выходящие из моря, Арнольда Бёклина и Роберта Фоулера



Рождение Венеры, Одилон Редон, 1912, Нью-Йоркский музей современного искусства


Да, раковина в мифе - символ вагины, да, Редон так буквально и написал.

И вот, наконец, Рождение Венеры Ловиса Коринта, 1923, Museum Ostdeutsche Galerie Regensburg, Регенсбург, Германия


Меня покорил взгляд на происходящее из-под воды и эти колыхаемые морской пучиной фигуры!


Далее в программе: Гестия и Церера.

Posts from This Journal by “мифология с картинками” Tag

  • Гестия, Деметра - мифология с картинками.

    Гестия Старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, покровительница домашнего очага и огня. Оставаясь безбрачной и целомудренной, пребывала на Олимпе…

  • Афродита

    Живописная иконография Афродиты, римской Венеры, богини любви, секса и красоты чрезвычайно обширна, что и не удивительно в силу привлекательности…

  • Три Афины

    Афина Франца фон Штука конечно, цитирует Афину Климта которая, в свою очередь очевидно восходит к Афине Парфенос, Афине-Девственнице, той…

А ещё у неё, возможно, был брат Гимер (желание). Но это не точно, там не понятно, то ли он уже существовал, то ли народился одновременно с Афродитой.

"Эрос сопутствовал деве, и следовал Гимер прекрасный." (Гесиод)

Эрос уже точно был, сразу после трансформации Хаоса, но никак же не в виде Эротов-Купидонов.
А не подскажете, откуда версия, что Гимер - брат Афродиты? Схолии какие-то?
Это сугубо логическое умозаключение. У Гесиода всего 2 прямых упоминания Гимера: вышеприведённое и то, что живёт он близ Олимпа по соседству с Музами и Харитами.

Но кроме этого есть такая строка: "Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он Около Геи, пылая любовным желаньем". То есть это была сущность, свойственная Урану, которая высвободилась и стала самостоятельной в результате отсечения фаллоса подобно Афродите.


Кстати, орудие оскопления наводит на мысль, что диск Луны - это место крепления фаллоса Урана. Серп - это полумесяц. А наличие в сюжете Кроноса (Хроноса) говорит о возникновении отсчета времени, то есть появления Лунного календаря.