November 10th, 2019

Римские созвездия: Плиний

Пишу статью, вот, предлагаю ознакомиться и покритиковать / посоветовать.


Из 88 созвездий больше половины, сорок семь, относятся к классическим греческим созвездиям. Эти созвездия были перечислены Птолемеем в каталоге звезд "Альмагеста" (ок. 140 г. н.э.). У Птолемея было еще одно созвездие - Корабль Арго, но по предложению Лакайля, сделанному в середине XVIII века, оно было разделено на три более мелких.

Вот созвездия Птолемея с использованными им названиями.

Collapse )

Также к античности, к III в до н.э., относится появление созвездия Волосы Вероники. По поэтической легенде, известной по поэме Каллимаха «Коса Береники», созвездие предложил живший в Египте астроном Конон Самосский в честь жены египетского царя Птолемея III Эвергета.

Впрочем, в историю Волос Вероники как созвездия придется внести значительные поправки. Ни античные астрономы, ни средневековые авторы не признавали Волосы Вероники за созвездие, продолжая считать его астеризмом. Псевдо-Эратосфен (автор "Катастеризмов", приписывавшихся раньше самому Эратосфену) отмечал "семь тусклых звезд в форме треугольника, которые называются Волосами Береники Благодетельницы", но считал их в составе Льва (ἀμόρφωτοι, "кисточка на хвосте"), а в описании Северной Короны (короны Ариадны) напоминал, что "прядь Ариадны светит на хвосте у Льва". Гигин использовал название Βερενίκης πλόκαμος, Локон Вероники, Птолемей вслед за ним называл соответствующие звезды Локон, но не включал в список созвездий, перечисляя среди звезд "около Льва, не вошедшие в фигуру". Дальнейшая история Волос Вероники прежде, чем они стали общепризнанным полноценным созвездием довольно длинная, она тянется до XVII века и сложно сказать, кому именно принадлежит честь авторства. В зависимости от трактовки и личных пристрастий называют античного Конона, картографа XVI века Каспара Вопеля, Тихо Браге или почему-то Байера, у которого на самом деле в "Уранометрии" на этом месте - устаревшее ныне созвездие Сноп.

Волосы Вероники - это характерный пример греческого астеризма, превратившегося в созвездие. Но существовало значительное число традиционных астеризмов, которые так и не вошли в список созвездий, хотя по традиции продолжали использоваться очень долго. Хорошо известные примеры таких астеризмов - Плеяды, Гиады, Козлята, Ослята. Но были и менее популярные Пояс Ориона и Меч Ориона, Серп Персея, Голова Медузы. И менее известные сегодня Вода (Водолея), Лук (Стрельца) и другие, которые иногда трактовались как полноценные созвездия. Часто использование в текстах названия не позволяет судить, идет ли речь о полноценном созвездии или об астеризме. Подчас главная звезда созвездия идентифицировалась со всем созвездием, терявшимся в ее блеске: Сириус или Каникула - Большой Пес, или одна звезда и составляла все созвездие: Процион.

Таким образом, наряду с созвездиями "классического списка" продолжали использоваться и традиционные "народные" созвездия, и астеризмы, и деление созвездий на части, и одиночные звезды: понятие созвездий было довольно нестрогое. Нужно особо подчеркнуть, что понимание "созвездий" как частей небесной сферы довольно позднее (впервые еще кривые линии, разделяющие созвездия, появились в "Уранографии" Иоганна Боде 1801 года). И в древности, и средневековье, и Новое время под созвездиями понимались группы звезд: понятия "созвездий" и "астеризмов" сливались.

Так или иначе, греческие авторы довольно четко описывали звездные группы - созвездия и астеризмы, - и мы не сталкиваемся с проблемами в их идентификации.

Римляне признавали безоговорочный авторитет греков в вопросах науки и искусства, и римская астрономия была прямой наследницей греческой; римские астрономы, точнее астрологи, использовали классические созвездия. Тем не менее, у них существовала своя традиция астронимов, которая отразившаяся в их работах. Речь не о только об известных астеризмах, которые у римлян имели собственные названия, такие как Свинки-Плеяды или Вергилии-Гиады, но и о звездных группах, греками не выделявшихся.

Пожалуй, самый известный пример - Трон Цезаря у Плиния.

Плиний


Плиний упоминает это созвездие в второй книге "Естественной истории" [II, 178].


Reliquorum quae miramur causa in ipsius terrae figura est, quam globo similem et cum ea aquas isdem intellegitur argumentis. sic enim fit haut dubie, ut nobis septentrionalis plagae sidera numquam occidant, contra meridianae numquam oriantur, rursusque haec illis non cernantur, attollente se contra medios visus terrarum globo. Septentriones non cernit Trogodytice et confinis Aegyptus, nec canopum Italia et quem vocant Berenices crinem, item quem sub Divo Augusto cognominavere Caesaris thronon, insignes ibi stellas. adeoque manifesto adsurgens fastigium curvatur, ut canopus quartam fere partem signi unius supra terram eminere Alexandriae intuentibus videatur, eadem a Rhodo terram quodammodo ipsam stringere, in Ponto omnino non cernatur, ubi maxime sublimis septentrio. idem a Rhodo absconditur vigilia occultus, secunda se ostendit, in Meroë solstitio vesperi paulisper apparet paucisque ante exortum arcturi diebus pariter cum die cernitur.


Этот фрагмент текста довольно туманный, так что стоит привести все варианты перевода.

Collapse )

В каждом из трех переводов есть незначительные неточности (в первом Волосы Вероники отождествлены с Канопусом, во втором - высота над горизонтом указана в градусах, а не в знаках, в третьем - в последнем предложении перепутаны Канопус и Медведица), но исходный текст проясняется.

Итак, в тексте упоминается Трон Цезаря: в Италии не виден Каноп ... и созвездие, которое при божественном Августе стали называть «Трон Цезаря», а южнее в Александрии это созвездие поднимаются над горизонтом. Ясно, что Трон Цезаря должен быть южным созвездием. Некоторые историки астрономии полагают, что Плиний подразумевал звезды Южного Креста.

Прецессия сдвигает полюс Мира по колюру равноденствий в направлении точки весеннего равноденствия, поэтому Южный Крест, с прямым восхождением 12-13h, имел в первом веке большее склонение, и его видимость в средних широтах была лучше: он поднимался над горизонтом примерно на 11° выше.

Координаты звезд Южного Креста на эпоху Плиния (без учета рефракции)
ЗвездаСклонениеРим (42°)Александрия (31°)
alpha-51°51'19"-47
betta-48°24'32"011
gamma-45°51'29"213
delta-47°33'52"011


Действительно, Южный Крест в Риме в момент верхней кульминации был точно на горизонте, а в Александрии поднимался достаточно высоко, так что интерпретация Трона Цезаря как Южного Креста возможна.



Видимость Южного Креста в Александрии и Риме в эпоху Плиния (программа Stellarium)

Мы можем проверить Плиния, поскольку он приводит известные нам примеры: "Канопус касается горизонта" на Родосе: действительно, высота верхней кульминации Канопуса на широте Родоса 1° (без учета рефракции). Кстати, эта величина практически не изменилась: прямое восхождение Канопуса 6h 23m, то есть, примерно на колюре солнцестояний, и прецессия не влияет на его склонение.

Далее по тексту второй книги Плиний упоминает «комету Августа», и это казалось бы не связанное упоминание, неожиданным образом вносит неуверенность в идентификацию Трона. Комментаторы полагают, например, что Троном была названа беззвездная область неба под левой передней лапой Большой Медведицы, в районе которой и появилась эта комета — обожествленная душа Цезаря, или что Трон и есть комета; другие, наоборот, предостерегают от того, чтобы путать Трон Цезаря с кометой. Хотя Плиний явно говорит о «звездах» Трона, комментаторы утверждают, что Трон Цезаря в «Истории» оказался созвездием по ошибке, из-за путаницы в сделанных им выписках при подготовке материалов.

Тем не менее, идентификация Трона Цезаря с Южным Крестом выглядит убедительнее.

Другое созвездие, упоминаемое Плинием в этом отрывке - Волосы Береники. При этом в переводе Н. М. Подземской Волосы отождествляются с Канопусом, а в других переводах это самостоятельное южное созвездие, довольно высокоширотное, поскольку невидимо из Италии; очевидно, что это вовсе не те Волосы Береники, которые греки помещали "на хвост Льва". По всей вероятности, здесь мы имеем дело просто с ошибкой Плиния. Нигде в источниках мы не встречаем отождествления Волос и Канопуса, и это достаточно популярное и хорошо известное созвездие, чтобы существовал его дубликат где-то в южном полушарии. Вероятнее всего, Плиний просто ошибся или при записи информации источников, или при ее интерпретации. Вряд ли мы имеем здесь дело с неизвестным римским созвездием.

Помимо Трона Цезаря у Плиния в «Естественной истории» упоминается еще две группы звезд, которые можно было бы посчитать за римские созвездия. Во-первых, это Палица Геркулеса. О том, что Плиний упоминает такое созвездие говорит вполне надежный исследователь истории созвездий Ричард Ален в работе "Звездные имена...". Однако я не нашел Палицы Геркулеса в том разделе "Естественной истории", на которое ссылается Ален. Зато Плиний несколько раз в XVIII главе «Естественной истории», посвященной земледелию, наряду со знакомыми созвездиями использует устойчивую формулу "меч Ориона" [Orionis gladius]. Справедливости ради, он не называет этот астеризм в Орионе созвездием, но использует его восход / заход в качестве временного маркера. Так или иначе, ни Палица Геркулеса, ни Меч Ориона не могут считаться самостоятельными "римскими созвездиями" - это просто астеризмы в составе классических греческих созвездий.

Серьезные заявки на "римские созвездия" мы находим у двух других латинских авторов - у Марка Манилия и Фирмика Матерна. Но прежде чем обратиться к их текстам, придется вернуться в Грецию и на четыре века вспять, чтобы познакомиться с паранателлонтами.