taurus_ek (taurus_ek) wrote,
taurus_ek
taurus_ek

Categories:

Лейденский Арат

О Лейденском Арате я писал неоднократно, но тут походил по источникам, по-исследовал, пособирал картинки и написал развернутый текст. В нем бедновата искусствоведческая часть, но тут я не силен.

Aratea_93v.jpg

Лейденский Арат — иллюминированная рукопись «Явлений» Арата в переводе на латынь Цезаря Германика, датируемая 825—840 гг. или 816 г. (эпоха Каролингов).


Рукопись представляет перевод «Явлений» Арата на латинский. Арат написал «Явления» в III веке до н.э. и, свою очередь, переизложил в ней работу Евдокса. Арата с греческого на латинский перевел Цезарь Германик (ок. 15 г. н.э.). Именно этот перевод представлен в «Лейденском Арате». Возможно, в нём есть фрагменты перевода Авиена IV века.

Вероятно, лейденский вариант — копия древнего источника, потому что по формату, технике и стилю исполнения похожа на позднеантичные рукописи IV — V веков, причем копия очень близкая к оригиналу. Предположительно, рукопись выполнена в Лотарингии (возможно, в Меце) по заказу императора Людовика Благочестивого или его второй жены Юдифи Баварской и предназначалась для императорской библиотеки или персонально для их сына Лотаря. Относится к периоду Каролингского возрождения.

В 1600 рукопись попадает к молодому Гуго Гроцию, который, вдохновившись, выполняет на её основе печатное издание «Аратеи» известное как «Построение по Арату». В 1690 году манускрипт (побывав недолго у шведской королевы Кристины, а потом, в счет задолженного жалования, в коллекции Исаака Восса, Isaac Vossius до его смерти) оказался во владении Лейденского университета, где и находится по сию пору под обозначением Leiden Aratea, VLQ 79. Он оцифрован, но доступ к цифровой копии ограничен; я не нашел её как ни старался. В 1987 вышло факсимильное издание «Лейленского Арата», выполненное издательством Faksimile Verlag.

В этой небольшой по формату (225 x 220 мм) рукописи 99 листов, включая 39 полностраничных иллюстраций, ещё минимум 5 иллюстраций утеряны (некоторые обнаруживаются на копиях). Используемый узкий шрифт рустика стилизует текст под древний (и это действительно обманывало первых исследователей, полагавших манускрипт более древним, чем он оказался). Иллюстрации созвездий выполнены с большим искусством, созвездия помещены на фоне цвета индиго, а звезды исполнены золотом.

Иллюстрации представляют собой созвездия, таких иллюстраций 36. Некоторые изображения, примерно две трети, представляют вид созвездий «от наблюдателя» с Земли, другие — вид «снаружи», то есть, так, как они должны выглядет на небесном глобусе. Иконография некоторых созвездий не совпадает легендами у Арата. Очевидно, что у иллюстратора были разные источники вдохновения. На 36 иллюстрациях изображены 42 созвездия (включая Плеяды); утеряны Дева и Центавр с Волком и Южной Короной, а Весы отсутствуют намеренно, потому что их нет у Арата: у греков в тот период они были составной частью Скорпиона, его Клешнями.

Звёзды на иллюстрациях нанесены достаточно условно (я не верифицировал, доверяюсь исследователям).

Три последние иллюстрации рукописи, как предполагается, взяты из другого источника (возможно, календарь Фурия Дионисия Филокала, Furius Dionysius Filocalus, 354 г., утерянная копия которого сделана при каролинговском дворе) — это пять планет и четыре сезона, а завершающая выбивается из ряда и представляет устройство Космоса.

Интересно, что на этой космографической иллюстрации изображена не классическая геоцентрическая система Птолемея, а некая комбинированная: Луна, Солнце и «высокие» планеты от Марса до Сатурна обращаются вокруг Земли, а Меркурий и Венера — вокруг Солнца. Такая смешанная система известна с античности. Ее предлагал древнегреческий астроном Теон из Смирны (II век н. э.) и описывал римский энциклопедист Марциан Капелла (V в.). Возможно, эта гипотеза восходит ещё к Гераклиду Понтийскому (IV век до н. э.), по крайней мере, ему приписывали такое мнение. Но удивительно увидеть иллюстрацию этой гипотезы в средневековой рукописи, восходящей к V веку, когда птолемеевская система безоговорочно доминировала в астрономии.

Конфигурация планет на этой «космограмме» позволяет предположить датировку рукописи 816 годом, 18 марта или 14 апреля (Ричард и Марко Мостерт). Другая датировка этой диаграммы — 28 марта 579 г. Я проверил оба варианта: первый вовсе не соответствует изображению, гг. Мостерты лажанулись, второй похож правильный. Что означает дата 28 марта 579 неясно; она не может быть датировкой рукописи.

Еще интересная датировка (Олег Воскобойников, «Астрология в искусстве Средневековья») связана с наблюдением придворным астрономом Людовика кометы Галлея в созвездии Девы на Пасху в 837 году. Это де и побудило императора заказать «Аратею». Я не видел подтверждений этой версии в других источниках. Но в диапазон дат попадает.


Целиком и картинки здесь: Лейденский Арат. Между прочим, это единственное место в Сети, где все иллюстрации вместе, хотя и сильно разного качества: Лейденский университет не дает доступа к своим оцифрованным материалам.
Tags: история астрономии
Subscribe

Posts from This Journal “история астрономии” Tag

  • Томас Юнг и Вольтова Батарея

    Томас Юнг — английский физик, врач и астроном, человек с весьма разносторонними научными интересами. Один из создателей волновой теории света,…

  • Вильям Кросвелл

    Вильям Кросвелл (1760-1834), американский астроном, в 1810 году издал карту звездного неба, на которой поместил два новых созвездия, символа Нового…

  • Античные астрологи (update списка)

    Расширил список античных астрологов, посмотреть его можно здесь: Античные астрологи. Раньше он был основан на упоминаниях Фирмика Матерна IV века,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments