Category: искусство

Шестнадцать локтей Нила

Что означают Шестнадцать детей Нила на его скульптуре?



Нет, это не 16 притоков, как можно было бы предположить, или 16 протоков дельты, как предложил farfareaster. Такой вариант упомянут в Вики, но он неверный, нет никаких античных источников, где упоминалось бы 16 притоков Нила.

Зато Плиний Старший пишет, что разлив Нила - причина благосостояния Египта, а подъем воды на 16 локтей - оптимальный: "Нормальный прирост 16 локтей; если воды меньше, то она не все орошает; если больше, то вода, медленнее отступая, задерживается". (Встречаются другие формулировки.) То же самое он повторяет, описывая эту скульптуру.

Так что шестнадцать детей на скульптуре Нила - шестнадцать локтей подъема воды при разливе реки.

Collapse )

...и непонятные крючки?

Не так давно, я спрашивал, что за лучи и круги нарисованы на потолочной фреске палаццо Беста в Теглио?

Посмотреть, как эти фрески выглядят на месте можно в виртуальном туре здесь: Visita a palazzo Besta. Как найти: по первой стрелке и смотреть на потолок. Фрески небольшие; это две планисферы, северная и южная. Фрагмент южной я показывал, а центральная часть северной выглядит так:



Здесь те же лучи и круг. Что же это такое?

Collapse )

А теперь еще вопрос, теперь чисто геометрический: какую геометрическую ошибку допустил Байер в своем атласе, изображая две небесные координатные системы одновременно?


P.S. Ах да, про какашечки у южного полюса неба с предыдущей фрески: так это просто Большое и Малое Магеллановы Облака!

Афродита Анадиомена

Афродита - богиня любви, секса и красоты.



Существуют две версии происхождения Афродиты. По Гомеру она дочь Зевса и Дионы, а по Гесиоду Афродита самопроизвольно рождена из семени Урана. Вот как было дело.

Уран был сластолюбив, но по звериному жесток и все свое потомство по по рождении запихивал обратно в лоно своей супруги и наложницы Геи. Лоно было переполнено, потомству было тесно и жутко, а Гея страдала от вздутия живота. Тогда она подговорила сына Кроноса, дала ему серп из седого железа, и когда Уран-небо в очередной раз спустился вниз, чтобы возлечь на Гею-землю (точно соединившись от горизонта до горизонта по периметру) Кронос протянул левую руку, ухватил отца за уд, а правой отсек его острым лезвием. Такие дела.

Уран взревел от боли и воспарил в верхнее пространство, чтобы уже больше никогда не спускаться, Гея вторично выпустила из лона своих освобожденных детей-первотитанов, а Кронос выбросил кровоточащие ошметки отца в море, точнее - в залив Дрепан Мраморного моря, ныне Турция. Титаны начали осваивать доставшийся им в наследство мир,

Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.


как сообщает нам Гесиод в переводе Вересаева (должны же мы знать, кому обязаны этим странным по отношении к богине эпитетом девушка). Эта "девушка" и была Афродита, "пенорожденная": собственно, ἀφρός - пена по-гречески.

Зарождение Афродиты совершилось около острова Кифера (довольно далеко от Мраморного моря) и потому богиня получила эпиклессу Киферея. Но остров будущей богине красоты не понравился, и она в огромной плавучей перламутровой раковине отправилась с попутным ветром на восток, ступив на сушу только на острове Кипр, почему и называется также Киприда. На берегу ее встретили Оры Талло и Карпо, ставшие первыми спутницами богини. Точно известно, где произошла высадка на берег: это небольшая лагуна и скала между Лимассолом и Пафосом на южном берегу острова.

Афродита полюбила остров; она неоднократно затем посещала эту местность, плавала в лагуне - и не только по любви: воды моря возвращали ей девственность, и наша героиня прибегала к этому средству после каждого внебрачного приключения, каковые случались достаточно часто, учитывая божественную специализацию Киприды. Честно говоря, не знаю, насколько практична эта процедура; я пробовал, купался в этом месте - ничего не получилось.

На этом, не исчерпав, но осветив тему, закончим дозволенные речи и перейдем к картинкам.

Collapse )

Далее в программе: Гестия и Церера.

Аполлон

Аполлон - "бог мировой гармонии", чья деятельность простирается от ниспосылания на землю солнечного света (при том, что формально солнечный бог, конечно, Гелиос) до покровительства Музам и искусству. Один из самых почитаемых богов Греции, чье почитание только возрастало.

Гюстав Моро


Сколько-то полно изложить аполлонические мифы затруднительно на пространстве одного поста, поэтому я покажу картинки и по ходу дела кратенько прокомментирую мифологическую составляющую. Это Ноэль Куапель (старший), 1667-68, серия "История Аполлона", работы находятся в Лувре и Версале.

Collapse )

Конечно, остается еще десяток апполонических мифов, не проиллюстрированных Ноэлем Куапелем.

Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки...

Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)

Сначала пятиминутка брюзжания. (Полчаса не мог припарковаться ни около музея, ни на соседних улицах, ни в соседних вкарталах, в результате повезло в Лебяжем переулке; но это не имеет отношения к музею.)

Выставка в проходит в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Пришел к открытию, а утро нужно начинать с кофе, и значит, с кафе. Кафе подвальное тесное, вина нет, но публика с советских времен привыкла к лишениям и в кафе просто не идет, так что столики доступные есть. Но дело не в этом, а в том, что музее свободный вай-фай, код подключения к которому приходит SMS-кой. А мобильной связи в подвальной части галерии нет. И, соответственно, смысла во free wi-fi тоже никакого: видит око, да зуб клац-клац. Что мешает написать код на табличке и повесить на стене?



Выставке присвоена категория 18+. Лошак рассказывает, что у нее "включился внутренний цензор" и она боится обидеть верующих и "нервных". Директор музея боится обидеть искусством. Что происходит и какой век на дворе?

. . . . . . . . . . . . . . . .

Рисунки интересные. Но все-таки на выставке представлены только эскизы и наброски, законченных работ нет. Это тоже здорово, но хотелось бы...

По совокупности
3 из 5

Геометрия античного театра

У Витрувия в "Десяти книгах об архитектуре" (я как-то писал о них) описывается схема греческого и римского театра. Лучше один раз посмотреть на соответствующие картинки.

В обоих театрах есть круглая орхестра (в греческом там располагались хоры, в римском - vip-публика) и прямоугольный деревянный помост между скеной и проскениумом (в современном театре это т.н. "зеркало сцены "), на котором играли актеры. Орхестра, скена и проскениум геометрически строились по разному греками и римлянами. Греки вписывали в круг орхестры квадрат, римляне - равнобедренный треугольник, и дальше совершали некоторые простые геометрические построения.

Как во время путешествия по античным развалинам простым взглядом сразу определить, греческий театр или римский, и поразить своих спутников тайным знанием? В римском театре орхестра полукруглая, в греческом составляет более половины круга. И еше помним: орхестра - это не сцена, на ней не играли!


Греческий театр


Латинский театр

Олимпийский пантеон

В поисках иллюстрации для сайта мне попалась такая замечательная фреска



Это Рафаэль, роспись в вилле Фарнезе, зал Психеи. Изображает Психею на совете олимпийских богов.

Меня, конечно, заинтересовала атрибуция изображенных богов. Какие-то из них понятные, а какие-то не очень. В сети я почти ничего на эту тему не нашел (нашел одну критичную картинку с неполной атрибуцией и очевидными ошибками). Поэтому занялся сам. Под катом - картинка с результатом.

Во-первых, это римский пантеон, отличающийся от греческого. Во-вторых, это возрожденческая, достаточно вольная интерпретация. С точки зрения строгой мифологии тут много несуразиц.

Collapse )

Я использую более привычные мне греческие имена, хотя это неправильно.

Collapse )