Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Беллерофонт

Беллерофонт - один из главных героев старшего поколения в древнегреческой мифологии, наряду с Гераклом, Персеем и Тесеем. Я думаю, он не так популярен и не на слуху потому, что у него имя сложное. Или потому, что в его истории не попалось живеньких женских героинь, вроде той же Андромеды или Ариадны, а без любовный интриги - какой сюжет? Или, наконец, потому, что геройствовал где-то на задворках в Ликии.

Персей, отрубив голову Медузе, споспешествовал появлению на свет Пегаса. Но взнуздал его именно Беллерофонт, а когда Персея рисуют парящим на крылатом коне - это обидная ошибка. Это Беллерофонт должен парить и гарцевать. Но Беллерофонта писали на удивление мало, все по тем же причинам.

Беллерофонт совершил ряд подвигов, самый известный - это уничтожение огнедышащей Химеры: миксаморфного чудовища, составленного из льва, козы и дракона. Химера палила и отжигала в Ликии (это Турция) и там до сих пор есть гора, где из под земли вырывается огонь. Это местечко Чамьюва недалеко от Анталии; хитрые турки поджигают источники природного газа, действительно сочащегося из-под земли. Я нюхал, действительно пахнет Химерой.

Под конец славной жизни Беллерофонт загордился, захотел подняться на небо на Пегасе, но потерпел сокрушительное фиаско: овод укусил коня под хвост, и тот сбросил наездника из-под облаков на землю.

Найденные мной изображения Беллерофонта крайне скудны и неубедительны.

Collapse )

Беллерофонт на моем сайте (и там подробности о его подвигах).

Музей русского импрессионизма - постоянная экспозиция

Ну вот что-то совсем не впечатлило. Я уже был в этом музее на постоянной экспозиции (выставки не считаю), и было интереснее. Коллекция скромная, развеска спорная, кафе ужасное, народу катастрофически много.

"Интерактивная" часть (всякие компьютерные развлекалочки про искусство) раньше располагалась в отдельном зале на -1 этаже и была вполне самостоятельной аттракцией, теперь перенесена в общие залы, сразу потеряла привлекательность и стала только отвлекать от работ. Всякие примочки типа "понюхай картину" (с ароматическими фрагментами под стеклянным колпаком) и "потрогай картину" (тюбетейка перед картиной с девочкой-туркменкой и т.п.) выглядят откровенно пошло. "Сделайте мне красиво" трансформировалось в "развлекайте меня, мне скучно".



Как итог:
3 из 5

Выставка западного крыла

В понедельник Новая Третьяковка на Крымском открыла новые залы, отжатые у ЦДХ, которые теперь называются "Западное крыло". (Сразу оговорюсь, что я рад этой экспроприации, потому что ЦДХ давно был мертв и пах дурно.) Первой выставкой, собственно и открывший западной крыло, был "Свободный полет" нонконформистов периода брежневского застоя. Интенция организаторов понятная, актуальная и близкая, а для академической Третьяковки смелая, но кстати говоря, в соорганизаторах музей AZ (Z - Зверева, куда нужно сходить).

Выставка основывается на творчестве Андрея Тарковского как духовного лидера постконформистов (по мнению организаторов) и - три в одной: "Андрей Рублев", "Сталкер", "Solaris", каждая c собственной концепцией.



Впечатление сильно амбивалентное: мне очень понравился первый зал Тарковского и абсолютно не попали две другие темы, ни по оформлению, ни по представленным работам. Точнее говоря, оформление экспозиций настолько самозацикленное, что картины выступают только как элементы дизайна, типа, дырку в обоях закрывают.

Collapse )

Третьяковка обещает, что теперь в новых залах западного крыла "будут проходить крупные междисциплинарные выставки, связанные с поиском актуальных тем и смыслов в современном искусстве, воплощенных новыми пластическими средствами". Не уверен, что первый эксперимент был удачным. Пока ни у Третьяковки, ни Пушкинского не вытанцовывается.

Шестнадцать локтей Нила

Что означают Шестнадцать детей Нила на его скульптуре?



Нет, это не 16 притоков, как можно было бы предположить, или 16 протоков дельты, как предложил farfareaster. Такой вариант упомянут в Вики, но он неверный, нет никаких античных источников, где упоминалось бы 16 притоков Нила.

Зато Плиний Старший пишет, что разлив Нила - причина благосостояния Египта, а подъем воды на 16 локтей - оптимальный: "Нормальный прирост 16 локтей; если воды меньше, то она не все орошает; если больше, то вода, медленнее отступая, задерживается". (Встречаются другие формулировки.) То же самое он повторяет, описывая эту скульптуру.

Так что шестнадцать детей на скульптуре Нила - шестнадцать локтей подъема воды при разливе реки.

Collapse )

Шестнадцать детей Нила

В изобразительном искусстве, и древнем, и современном, портретные изображения сопровождаются атрибутами. Атрибуты помогают понять, кто это вообще изображен, или чем этот персонаж по жизни занимается.

Скажем, Зевса изображали с атрибутивным орлом и перуном, Афину с эгидой, Геракла с палицей и шкурой льва - не перепутаешь. В новое время стали писать портреты на фоне соответствующего окружения (ничего не изменилось в общем-то): военных на фоне знамен и с саблей, ученого на фоне книжек и с циркулем, а свой автопортрет художник писал на фоне холста и палитры. Современных чиновников изображают на фоне президента - потому что не умом же им хвастаться?



Это бог реки Нил по имени Нил - Римская копия втоpой половины I в. с александpийской скульптуpы эллинистического вpемени (Пушкинский музей).

Что мы видим из атрибутов? Во-первых Нил лежит: все речные боги лежат, стоять им трудно - но это не атрибут, а фича. Речные боги обычно держат или опираются на амфору с вытекающим потоком воды, или на рог изобилия, т.к. этот поток питает плодородие окружающих земель (здесь рог + сноп колосьев в правой руке, Египет был хлебной житницей Рима). Это атрибут всех речных богов. А вот индивидуальные: Сфинкс, потому что дело происходит в Египте (бывают также пирамиды), крокодил, потому что они обитают в Ниле.

А причем здесь шестнадцать младенцев? Что они символизируют?

Институт русского реалистического искусства

Как-то я загружен последнее время и не успел фотоотчитаться о "Институте русского реалистического искусства", где был неделю назад, отмечая таким образом свой очередной.

Мне нравится этот музей на Дербеневской набережной, он душевный, камерный, а главное, про него никто не знает и на постоянной экспозиции можно бродить по целому этажу в полном одиночестве. Это вам не вокзальная Третьяковка.

В ИРРИ три этажа (снизу вверх от самого начала XX в. по сейчас) + выставочный зал, где всегда что-то проходит. Нужно признаться, мы в ИРРИ были примерно пятый раз, но так пока и не осилили постоянную экспозицию, завязали по дороге. Так что завершение гештальдта ожидается.

А пока так.



Collapse )

...и непонятные крючки?

Не так давно, я спрашивал, что за лучи и круги нарисованы на потолочной фреске палаццо Беста в Теглио?

Посмотреть, как эти фрески выглядят на месте можно в виртуальном туре здесь: Visita a palazzo Besta. Как найти: по первой стрелке и смотреть на потолок. Фрески небольшие; это две планисферы, северная и южная. Фрагмент южной я показывал, а центральная часть северной выглядит так:



Здесь те же лучи и круг. Что же это такое?

Collapse )

А теперь еще вопрос, теперь чисто геометрический: какую геометрическую ошибку допустил Байер в своем атласе, изображая две небесные координатные системы одновременно?


P.S. Ах да, про какашечки у южного полюса неба с предыдущей фрески: так это просто Большое и Малое Магеллановы Облака!

Пора разобраться!

Планировали Третьяковку, но музейные парковки оказались заняты съездом байкеров, а припарковаться на окрестных улицах оказалось невозможно. Сделали два круга и уехали в Институт реалистического искусства. Там свободно, пусто, человеколюбиво и выставка "Пора разобраться!" - архив искусствоведа Александра Каменского, ставшего крестным отцом постсталинской оттепели в искусстве.



Вполне симпатичная выставка, но слишком, наверное, лаконичная: мне как-то не хватило, чтобы переключиться от дорог и парковок на картины.

3 / 5

Репин в Новой Третьяковке

Третьяковка закрыла прямые продажи билетов на ключевые выставки, продает их только онлайн и по сеансам, и это несколько упорядочило обстановку с оголодавшей по прекрасному публикой. Все равно, народу на выставке очень много, что сильно сбивает настроение.

Репин - понравился, выставочное пространство и развеска понравились, Третьяковка после ребрендинга пока не изменилась. Народу в музее вообще и на выставке слишком много и это плохо.



Collapse )

Летний выставочный сезон открыт

Пока народонаселение празднует праздник весны и, прости Господи, труда, мы купили карточку "друзья Третьяковки" и заходили.

Головой о стену. Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920–1930-х годов

Страшная действительность антропофагного совка. Вполне приличная выставка на территории Новой Третьяковки.

Collapse )

4 / 5

Семен Файбисович. Ретроспектива

Таки Сёма снимает на мобильник, проецирует на полотно, и раскрашивает красками? Таки это искусство, да?

На посредственную фоторепортажку потянуло бы, а так нет. Но главное же пафос, правда?

Collapse )

1 / 5